Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 03.06.2020, 22:40

МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 4"

Разработчики сайта приветствуют участников конкурса ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Роль дидактических игр

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений

воспитатель: Байгильдина Р.Г.

Огромную роль в умственном воспитании и  в  развитии  интеллекта играет  математика.  В  настоящее  время,  в  эпоху  компьютерной  революции встречающаяся  точка  зрения,   выражаемая   словами:   "Не   каждый   будет математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более  завтра,  математика  будет  необходима  огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные  возможностидля развития мышления  детей,  в  процессе  их  обучения  с  самого  раннего возраста. Именно поэтому меня заинтересовала тема, по которой я работаю уже больше пяти лет. Ведь не для кого не секрет, что  среди взрослых бытует мнение: Для успешного обучения  в школе является умение  малыша считать до 100. Практика показала, что подобная подготовка не решает проблему успешного обучения детей как в начальной школе, так и в будущем и приносит больше вреда, чем пользы. Ведь математическая подготовка, сориентированная на формирование счетных умений, активизирует лишь механическую память, которая и так в этом возрасте у большинства детей довольно крепка.

Уже во втором полугодии первого класса, ( а программа сейчас 1 -4),   мотивация к учебной деятельности «подготовленных» детей имеет отрицательную динамику. Объяснить этот феномен несложно. В большинстве случаев таким «формально подготовленным» первоклассникам приходится переживать болезненный процесс переучивания, что приводит к негативной самооценке и нежеланию учиться.

Возникает закономерный вопрос: «Какой же должна быть подготовка дошкольника?»

Прежде всего, изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. Не содержательные, а развивающие компоненты должны доминировать на этом этапе формирования мышления детей. Усилия  воспитателей  должны быть направлены на вовлечение каждого ребенка в деятельность, требующую анализа свойств предметов и явлений, сравнения этих свойств, выделения общих свойств и отличий, распределения предметов в группы по указанному признаку и т.д.

Особую остроту этой проблемы еще в 1956 году подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь по мере того, как программа взрослого становится собственной программой ребенка, она сливается с естественным ходом его развития. Именно поэтому, приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми-дошкольниками является игра — ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.  

Для  ребят  дошкольного

возраста  игра  имеет  исключительное  значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них -  серьезная  форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность  в  игре  и  желание  играть   у   школьников   необходимо использовать и  направлять  в  целях  решения  определенных  образовательныхзадач. Игра будет являться средством воспитания, если она  будет  включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей  вигре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка:  на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

     

Работая  в  детском  саду,  я  всегда   ставлю   перед   собой   такие педагогические  задачи:  развивать  у  детей  память,  внимание,   мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Работая много лет, заметила, что  в конспектах по математике нет  последовательности и взаимосвязи.  Это случилось потому, что конспекты были составлены  разными авторами ив разное время.  Некоторые задачи программы были мало затронуты, некоторые встречались очень часто,  поэтому проводя занятия,  я заметила, что  дети   неуверенно  отвечают  на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило.  Диагностика, проводимая в начале и в конце учебного года, помогла выявить детей, особо нуждающихся в  моейпомощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во  времени, многие не знали геометрические фигуры.   Изучая  литературу,  пришла к выводу, что надо создать систему, перспективный план занятий, используя различные  дидактические  игры, занимательные упражнения в своей работе. Лишь тогда я смогу исправить пробелы знаний  у детей.   В течение нескольких лет работаю   углубленно   над   темой:  

 "Развитие предпосылок логического мышления  у   детей дошкольного возраста». Большую помощь в развитии мышления оказывают дидактические игры.

    Все дидактические игры для себя разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В настоящее время продолжаю обучение детей счету

в прямом и  обратном порядке, добиваюсь от детей правильного  использования  как  количественных,так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет  и  дидактические игры, познакомила детей с образованием  всех  чисел  в  пределах  10,  путемсравнивания  равных  и  неравных  групп  предметов.  Сравнивая  две   группы предметов, располагала их то  на  нижней,  то  на  верхней  полоске  счетной линейки. Это я делала  для  того,  чтобы  у  детей  не  возникало  ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на  верхней  полосе,а меньшее на - нижней.

 

Используя игры, учу  детей  преобразовывать  равенство  в  неравенство  и наоборот – неравенство в равенство. Играя в  такие  дидактические  игры  как: «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»,«СКОЛЬКО?»,«ПУТАНИЦА?»,«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»,

 «УБИРАЕМ  ЦИФРЫ», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10  и  сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как  «ЗАДУМАЙ  ЧИСЛО», « КАК  ТЕБЯ  ЗОВУТ?», «СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», « КТО  ПЕРВЫЙ  НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО?»,  «НАЗОВИ ЧИСЛО НА1 БОЛЬШЕ

(МЕНЬШЕ)». И  многие  другие  я  использую  на  занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «СЧИТАЙ НЕ  ОШИБИСЬ!»  помогает  усвоению  порядка  следования  чисел натурального  ряда,  упражнения  в  прямом  и   обратном   счете.   В   игр используется мяч. Дети встают  полукругом.  Перед  началом  игры  говорю,  в каком порядке (прямом  или  обратном)  буду  считать.  Затем  бросаю  мяч  иназываю число.  Тот,  кто   поймал  мяч,  продолжает  считать  дальше,  Игра проходит в  быстром  темпе,  задания  повторяются  многократно,  чтобы  дать

возможность как можно большему  количеству  детей  принять  в  ней  участие.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на   занятиях и в свободное  время,  помогает  детям  усвоить  программный  материал.  Для подкрепления порядкового счета  помогают  таблицы,  со  сказочными  героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто  идет второй  и т.д..

2.     В старшей группе познакомила детей с  днями  недели.  Объяснила, что каждый день недели имеет свое  название.  Для  того  чтобы  дети  лучшезапоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком  разного  цвета.

Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день.  Это я сделала специально для того,  чтобы  дети  смогли  самостоятельно  сделать вывод, что последовательность дней  недели  неизменна.  Рассказала  детям  о том, что в названии дней недели угадывается, какой  день  недели  по  счету:понедельник – первый день после  окончания  недели,  вторник-  второй  день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница  –  пятый.  Послетакой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий  дней  недели  и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ.     Затем, усложняла игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Использовала разнообразные  дидактические  игры:  «НАЗОВИ  СКОРЕЕ,ДНИ  НЕДЕЛИ»,  

«НАЗОВИ  ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО»,  «КРУГЛЫЙ  ГОД», «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», которые помогают детям быстро  запомнить  название  дней недели и название месяцев, их последовательность.

3.     Пространственные представления  детей  постоянно  расширяются  и закрепляются  в  процессе   всех   видов   деятельности.   Дети   овладевают пространственными представлениями: слева, справа,  вверху,  внизу,  впереди, сзади,  далеко, близко.

 Я  поставила  перед  собой  задачу  научить  детей  ориентироваться  в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое  место  позаданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань  так,  чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади  –  стул.  Сядь  так,  чтобы  впереди  тебясидела Таня, а сзади - Дима. При помощи дидактических игр и упражнений  дети овладевают умением определять словом положение того или  иного  предмета  поотношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы  –  пирамида и т.д. В начале каждого занятия проводила  игровую  минутку:  любую  игрушкупрятала где-то в комнате,  а  дети  ее  находили,  или  выбирала  ребенка  и прятала игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и  т.д.). « ИДИ ПО СЛЕДУ»  Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя  задания  по ориентировке на листе бумаги,  некоторые  дети  допускали  ошибки,  тогда  я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти  их  и  исправить  свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей,  чтобы  результат  был  лучше,предметные игры с появлением какого-либо сказочного  героя.  В старшей группе приходят гости из книги Носова «Незнайка и его друзья»: ЗНАЙКА, НЕЗНАЙКА, ТЮБИК, ГУСЛЯ и др.   Например,  игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - "Ночью, когда в группе никого не было” –  говорю  детям,  –к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал  игрушки,  а  в  письме  написал,  как  их  можно  найти.”Распечатываю конверт,  читаю:  "Надо  встать  перед  дверью,   и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети  выполняют  задание,  находят  игрушку.  Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е.  в письме были не описание местонахождения игрушки, а только  схема.  По  схеме дети  должны  определить,  где  находится,   спрятаны   предмет.   Существует множество  игр,   упражнений,   способствующих   развитию   пространственныхориентировок у детей:

«НАЙДИ  ПОХОЖУЮ»,  «РАСКАЖИ  ПРО  СВОЙ  УЗОР»,  «МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ», «ХУДОЖНИК», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» и многие  другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться  со  всемизаданиями, стали употреблять слова для обозначения  положения  предметов  на листе бумаги на столе. Планирую игру «ПОЧТА» по схеме.

4.     Для закрепления знаний о  форме  геометрических  фигур  с  целью повторения материала средней группы, предлагала детям  узнать  в  окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.  

Например,  спрашиваю:  На что похоже дно тарелки? Какие геометрические фигуры можно увидеть на рисунке «машины»? «Помоги расколдовать художнику его картину» и т. д

С целью закрепления знаний о геометрических  фигурах.  Проводила  игру типа ЛОТО. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на  каждого),  на  которыхони отыскивали фигуру,  подобную  той,  которую  я  демонстрировала.  Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми,  японяла, что дети, вновь пришедшие в детский сад, плохо  знают  геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном  индивидуально,  давая  детямсначала простые упражнения, а затем более сложные.  Опираясь  на  полученные ранее, знания познакомила детей с новым понятием  ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.

При этом использовала  имеющиеся  у  дошкольников   представления   о   квадрате.   В дальнейшем, для закрепления знаний, в  свободное  от  занятий  время,  детям давала  задания нарисовать на  бумаге  разные  четырехугольники,  нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать, как они  называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.

В своей работе использую множество  дидактических  игр  и  упражнений, различной степени сложности, в зависимости  от  индивидуальных  способностейдетей. Например, такие  игры  как « НАЙДИ  ТАКОЙ   ЖЕ  УЗОР»,   «СЛОЖИ  КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»,  «ЧУДЕСНЫЙМЕШОЧЕК», «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ». Дидактическую игру «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»  использую на  занятиях  и  в свободное время, с целью закрепления  знаний  о  геометрических  фигурах,  сцелью развития внимания и воображения у детей.

    Поэтому  в  дальнейшем  буду  продолжатьиспользовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

      5.     В дошкольном возрасте у детей  начинают  формироваться  элементы логического  мышления,  т.е.  формируется  умение  рассуждать,  делать  свои

умозаключения.  Существует  множество  дидактических  игр  и  упражнений,  которые влияют на развитие творческих способностей  у  детей,  так  как  ониоказывают действие на воображение  и  способствуют  развитию  нестандартного мышления  у  детей.  Такие  игры  как « НАЙДИ   САМУЮ НЕПОХОЖУЮ    ФИГУРУ»,   «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ», и другие. Они направлены  на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала  с  элементарныхзаданий  на  логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В таких упражнениях  идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детямпредлагала продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент.  

Кроме  того  давала  задания  такого  характера:  продолжить  цепочку, чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькиекруги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  вкотором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину.

В дальнейшем перешла на отвлеченные  предметы.  Детей  очень  увлекают игры типа: «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?». Предлагаю детям представить, какой формы  могут быть космические существа. Затем показываю  плакат,  на  котором  изображены космические  "человечки”.  Дети  находят,  какого  "человечка”  не  хватает, анализируют и доказывают. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей  умение мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и  высказывать    своиумозаключения. Особое место среди математических игр  занимают  игры  на  составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур.  Детям  нравится составлять  изображение  по  образцу,  они  радуются  свои   результатам   и стремятся выполнять задания еще лучше.

Для закрепления знаний, полученных на занятиях, я  даю  детям  в совместной деятельности выполнить  задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «СОБЕРИ БУСЫ», «НАЙДИ ОШИБКУ», «КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?», и т.п.

Дети стараются выполнить свое задание правильно, чтобы получить за это веселое  солнышко,  а  не  хмурую  тучку  с  дождиком.

В уголке для родителей выставляю папку  с  дидактическими  играми, объясняя цель и ход игры.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я  убедилась в том, что играя,  дети  лучше  усваивают  программный  материал,  правильно выполняют сложные задания.  

Сейчас, как вы все знаете, компьютер смело и прочно вошел в нашу жизнь.Хотелось бы, чтобы  компьютерные технологии приобретались и  в группы,которые обладают огромным потенциалом для  интеллектуального и эмоционально- личностного развития ребенка.

Применение дидактических игр  повышает  эффективность  педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти,  мышления  у  детей,

оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.  Обучая  маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы  радость  от  игр  перешла  в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Поэтому  я  рекомендую   воспитателям  широко   использовать дидактические игры в процессе обучения детей.

Литература

1. Дидактические игры в детском саду    А.И.Сорокина

2. Чего на свете не бывает    О.М.Дьяченко, Е.А.Агаева

3. Ступени творчества или развивающие игры    Б.П.Никитин

4.  Игровые     занимательные     задачи     для      дошкольников. З.А.Михайлова

5.  Давайте поиграем      А.А.Столяр

6. Математика для дошкольников Т.И.Ерофеев

7. Развитие  логического  мышления  детей   Л.Ф.Тихоморова ,А.В.Басов

8. Математика  от  трех  до  семи   (Учебно-методическопособие для воспитателей детского сада

 

Сегодня
Детское радио
Друзья сайта
  • СОШ № 1
  • Отдел образования
  • Д/с № 5
  • д/с № 6
  • СОШ № 2
  • Поиск
    Календарь
    «  Июнь 2020  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Архив записей

    Copyright MyCorp © 2020
    Конструктор сайтов - uCoz